Пункт управления обеспечением транспортной безопасности
07 фев.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности как центр управления техническими средствами и силами реагирования. В соответствии с федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» руководителям необходимо обеспечить защиту объектов от актов незаконного вмешательства (АНВ). Под защищенностью, как правило, понимают наличие соответствующих технических средств, регламентов и сил обеспечения безопасности, которые соответствуют категории объекта.

Но эффективность установленного оборудования, организационных мероприятий и работы персонала при таком подходе не учитывается. Получается, что в случае реальной кризисной ситуации невозможно гарантировать, что вся система безопасности корректно и своевременно среагирует на угрозу.

siarhei-horbach-267470.jpg
Человек — центр принятия решений в системе безопасности

Он следит за состоянием технических средств, получает тревожные сигналы на мониторы, управляет силами реагирования. Опытные руководители понимают, что главный путь обеспечения эффективности системы безопасности – это повышение качества персонала сил реагирования. Поэтому регулярно они вынуждены проводить многодневные тренировки и обучение, отрабатывать правильные действия при различных сценариях развития ситуации, проводить внезапные проверки. Очевидно, что подобные организационные мероприятия требуют больших затрат и материальных, и временных, и, к сожалению, не гарантируют быстрого результата.

Кроме того, несмотря на четкий и понятный алгоритм действий, в нештатной ситуации может сработать естественный человеческий фактор: утомляемость, усталость, растерянность и др. И тогда ценой ошибки или промедления в реагировании могут стать человеческие жизни.

Как же обеспечить безопасность?

В других отраслях, связанных с опасными производственными процессами, безопасность всегда связывалась со снижением рисков ущерба от угроз до приемлемого уровня. Что может произойти на объекте? Как может развиваться ситуация? Что должна делать система в случае угрозы? Как она будет это делать? Сколько на все это потребуется времени? Отвечая на эти вопросы, можно поэтапно оценить и сформулировать все возможные угрозы (риски). Затем просчитать сценарии действий нарушителя и разработать алгоритмы реакции системы в каждой критической ситуации.

Таким образом, безопасность будет строиться не с рекомендаций по использованию камер, датчиков и прочего оборудования, которые, как правило, прописываются в официальной оценке уязвимости, а с классификации угроз, разработки плана реагирования на эти угрозы и построения в итоге Модели системы безопасности объекта. Только при таком подходе систему безопасности можно будет назвать эффективной. И что самое главное — и руководитель будет чувствовать себя в безопасности.

Управление рисками через ПУ ОТБ

В транспортном законодательстве содержится требование по созданию Пунктов управления (ПУ) ОТБ. Его главная функция – управление техническими средствами и силами ОТБ. По сути ПУ ОТБ как раз и предназначен снижения рисков безопасности. Почему же на практике не всегда удается добиться эффективности его работы?

Пробелы в управлении техническими средствами и силами ОТБ

Все интегрированные системы безопасности, применяемые при создании ПУ ОТБ в той или иной мере, но с разной эффективностью выполняют функцию мониторинга данных от инженерно-технических средств(ИТС) ОТБ. Функция управления же носит организационный характер и ограничивается перечислением мер общего характера, которые должны использоваться для выявления нарушителя, совершения или подготовки к совершению АНВ.

В итоге все это приводит к тому, что силы ОТБ имеют навыки по реагированию на подготовку к совершению или совершение АНВ, но при этом планированию, организации, мотивации персонала и контролю мер, направленных непосредственно на выявление подготовки к совершению АНВ, не уделяется достаточного внимания.

Управление безопасностью в PSIM-системах

Максимального эффекта можно добиться за счет одновременного повышения качества персонала сил ОТБ и автоматизации работы по управлению техническими средствами. На практике подобный подход реализован в программном обеспечении управленческого класса (PSIM: Physical Security Information Management), которое предназначено для интеграции и управления системами безопасности предприятий любого масштаба и построения ПУ ОТБ.

ПО класса PSIM интегрирует все подсистемы безопасности в единый комплекс, собирает и обрабатывает информацию, поступающую от них, выявляет связь между событиями и отражает её в требуемом виде. Система помогает принимать правильные решения, беря на себя большую часть нагрузки.

При возникновении тревожных событий в ИТС ОТБ оператору, ответственному за их верификацию, выводится вся доступная по событию информация и простая кликабельная инструкция, помогающая оценить событие и выбрать правильный сценарий его обработки. Уровень опасности тревожному событию назначается системой автоматически и может в любой момент быть изменен оператором. Система может быть настроена так, что оператор сам обрабатывает выявленный инцидент, либо реагирование может передаваться другому оператору.

В случае, если оператор действует некорректно или не так оперативно, как это требует ситуация, сигнал передается на уровень выше. В результате руководитель обладает прозрачной и достоверной информацией о происходящем на объекте и может в режиме реального времени контролировать отклонения. Подобная автоматизация снижает роль оператора. А значит, безопасность на объекте не зависит от компетентности и скорости реакции конкретного сотрудника.

Что предлагает рынок

Первым отечественным продукт PSIM-класса, который уже активно применяется на российском рынке в системах транспортной безопасности, является разработка компании «Электроника» — программное обеспечение ESM (Electronika Security Manager).

В 2013 г. на базе ESM были разработаны и внедрены интегрированные системы безопасности в аэропортах Сочи, Краснодара и Анапы. Также реализуются проекты на объектах промышленности, ТЭК, оборонного комплекса, спортивной инфраструктуры – то есть, на предприятиях, предъявляющих повышенные требования к безопасности.

ПУ ОТБ на базе программного обеспечения управленческого класса:

  • снижают время реагирования, потому что система работает по заранее заложенным сценариям;
  • сокращают число ошибок, ведь операторам выдаются пошаговые инструкция, а все отклонения контролируются в режиме реального времени;
  • упрощают рутинные задачи, ведь многие функции теперь автоматизированы, стандартизированы и подготовлены шаблоны.

Вопрос эффективности системы безопасности сегодня актуален для многих руководителей, перед которыми стоит непростая задача в сжатые сроки обеспечить защищенность своих объектов. При этом вполне естественно желание получить максимальный эффект от вложенных средств. Один из вариантов решения этой задачи был представлен в данной статье. Практическая реализация этого подхода – ПУ ОТБ на базе программного комплекса ESM. Хотите обеспечить реальную безопасность вашего объекта, обратитесь в нашу компанию.



Вернуться в пресс-центр
Комплексные услуги

Мы обладаем высокими отраслевыми и бизнес-компетенциями, поэтому готовы предложить
полный цикл услуг по разработке, проектированию, установке и обслуживанию систем.

Подробнее