Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обязывает руководителей объектов транспортной инфраструктуры обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства (АНВ). Под защищенностью, как правило, понимают наличие соответствующих технических средств, регламентов и сил реагирования, которые соответствуют категории объекта.
Такой подход не предусматривает оценку эффективности принятых мер и способности всей системы противостоять реальным угрозам. И нет гарантии того, что в нештатной ситуации, реагирование на нее будет своевременным и корректным.
Другие отрасли экономики нашей страны врываются в эпоху цифровой трансформации: появляются технологии, позволяющие максимально точно оценивать текущее состояние целых отраслей, прогнозировать их развитие и быстро реагировать на изменение в конъюнктуре мировых рынков.
Можно ли конвертировать уже существующую традиционную систему обеспечения транспортной безопасности в современный, высокотехнологичный комплекс? Разумеется, по самому выгодному курсу.
Очевидным кажется путь наращивания отдельных инженерно-технических средств охраны. Тысячи датчиков, сотни камер и десятки операторов. Человек остается центром принятия решений в системе безопасности. Он следит за состоянием технических средств, получает тревожные сигналы на мониторы, управляет силами реагирования. Опытные руководители понимают, что главный путь обеспечения эффективности системы безопасности в этом случае — это повышение качества персонала сил реагирования.
Поэтому регулярно они вынуждены проводить многодневные тренировки и обучение, отрабатывать правильные действия при различных сценариях развития ситуации, проводить внезапные проверки. Подобные организационные мероприятия требуют больших затрат и материальных, и временных и, к сожалению, не гарантируют быстрого результата. Кроме того, несмотря на четкий и понятный алгоритм действий, внештатной ситуации может сработать естественный человеческий фактор: утомляемость, усталость, растерянность и др. И тогда ценой ошибки или промедления в реагировании могут стать человеческие жизни.
Максимального эффекта можно добиться за счет снижения пагубного воздействия человеческого фактора. Системы безопасности эволюционировали до современных, высокотехнологичных решений, которые с помощью «цифрового мозга, глаз и рук» позволяют упростить механизм принятия решения человеком и автоматизировать процесс реагирования на угрозы.
Теперь система умеет «думать», видит скрытую часть айсберга в океане сотен действий и операций, которые ежедневно происходят на объекте, способна выявлять отклонения в исполнении регламентов и инструкций и вовремя вмешиваться в процесс реагирования.
Подобный подход реализован в программном обеспечении управленческого класса (PSIM: Physical Security Information Management), которое предназначено для интеграции и управления системами безопасности предприятий любого масштаба.
ПО класса PSIM интегрирует все подсистемы безопасности в единый комплекс, собирает и обрабатывает информацию, поступающую от них, выявляет связь между событиями и отражает ее в требуемом виде. Система помогает принимать правильные решения, беря на себя большую часть нагрузки.
При возникновении тревожных событий в ИТС ОТБ оператору, ответственному за их верификацию, выводится вся доступная по событию информация, а также и простая инструкция, которая помогает оценить событие и выбрать правильный сценарий его обработки. Уровень опасности событию система присваивает автоматически, но в любой момент оператор может его изменить.
В случае если оператор действует некорректно или не так оперативно, как этого требует ситуация, сигнал передается на уровень выше. В результате руководитель обладает прозрачной и достоверной информацией о происходящем на объекте и может в режиме реального времени контролировать отклонения. Подобная автоматизация снижает роль оператора, а значит, безопасность на объекте не зависит от компетентности и скорости реакции конкретного сотрудника.
Первый отечественный продукт, который уже активно применяется на российском рынке в системах транспортной безопасности, программное обеспечение ESM (Electronika Security Manager), разработка компании «Электроника».
В 2013 г. на базе ESM были разработаны и внедрены интегрированные системы безопасности в аэропортах Сочи, Краснодара и Анапы. Также реализуются проекты на объектах промышленности, ТЭК, оборонного комплекса, спортивной инфраструктуры – то есть, на предприятиях, предъявляющих повышенные требования к безопасности.
Система безопасности на базе программного обеспечения ESM:
Какой должна быть эффективная система безопасности аэропорта? Этот вопрос сегодня актуален для многих руководителей, перед которыми стоит непростая задача в сжатые сроки обеспечить защищенность своих объектов. При этом вполне естественно желание получить максимальный эффект от вложенных средств.
Один из вариантов решения этой задачи был представлен в данной статье. Эффективная система управления безопасностью как хороший солдат: и в мирное, и в боевое время отвечает за точное и своевременное исполнение возложенных обязанностей и задач, соблюдает при этом все стандарты и инструкции. При этом позволяет видеть ситуацию цельно и максимально снижает вероятность ошибки. Практическая реализация этих задач — программный комплекс Electronika Security Manager (ESM) – разработка компании ПСЦ «Электроника». Хотите обеспечить реальную безопасность вашего объекта, обратитесь в нашу компанию.
Мы обладаем высокими отраслевыми и бизнес-компетенциями, поэтому готовы предложить
полный цикл услуг по разработке, проектированию, установке и обслуживанию систем.